Дидактические      Документация     Психология    Здоровьесберегающие
                          материалы                                                               технологии

Дети плохо знают геометрию по практическим причинам

И третья группа причин — практическая. Из них я бы назвал здесь только две: отсутствие постоянного взаимодействия  математиков, методистов и учителей и предельная централизация при решении вопросов образования.

Из всего списка перечисленных здесь вопросов меня сейчас особо занимает один: совместное изучение планиметрии и  стереометрии. Все учителя старших классов хорошо знают, какие  трудности встают перед учениками в начале курса стереометрии — практически никто из детей «не видит в пространстве». Ничего удивительного тут нет, ибо способность к пространственному  мышлению как-то развивается, если этим заниматься, а раз никто не занимается, то и результат очевиден. Есть какая-то изначальная искусственность в занятиях геометрией: ребенка со всех сторон окружают пространственные объекты, и на уроках труда, и на уроках черчения он с ними работает, а изучается нечто совсем другое — плоскость и плоские фигуры. Работая в 5-м классе, я попытался с детьми «выйти в пространство» — предлагал им  задачи на проекционном чертеже. И что же? Они прекрасно с этим управились. Вот контрольная работа, в которой предлагалось нарисовать общий вид фигуры (рис. 17) и которую они сделали даже лучше, чем традиционную контрольную работу. «На сладкое» я предложил на поверхности куба нарисовать такую ломаную, которая на виде спереди, сверху и слева выглядит как 5. Такие задачи можно с успехом предлагать и второклассникам.

Нельзя сказать, что попыток познакомить школьников со  стереометрией в процессе изучения планиметрии не было. Но как это делалось у нас в последний раз? Чисто механически —  стереометрический материал, в основном фактический, предлагался для знакомства в конце VIII класса. По-моему, это было в принципе  неверным решением, ибо основная проблема обучения стереометрии состоит не в том, чтобы передать школьникам некую сумму знаний, а в том, чтобы развить у них пространственное мышление. И  понятно, что это развитие не может быть локальной акцией, это медленный и последовательный процесс. Теперь можно  рассказать о том, как я попытался решить эту методическую задачу.

Реклама: Одной из распространенных болезней, которой интересуются учителя математики, является  катаракта у кошек. Мы рекомендуем изучить этот материал для решения проблемы и лечения кошки

RSS 2.0 | Трекбек | Комментарий

Комментирование закрыто.