Дидактические      Документация     Психология    Здоровьесберегающие
                          материалы                                                               технологии

Занятие кружка по математике «Гигиена труда и отдыха»

Кружок «Математика и здоровье» является примером использования на уроках математики здоровьесберегающих технологий. На первый взгляд, математика далека от здоровья, но если приложить усилия,можно придумать очень много интересного для занятий кружка «Математика и здоровье».

Занятие кружка по математике по теме: «Решение квадратных и дробно-рациональных уравнений. Гигиена труда и отдыха»

Цели:

  • вырабатывать умение решать квадратные и дробно-рациональные уравнения;
  • познакомить учащихся с периодами работоспособности человека и факторами, влияющими на работоспособность
  • формировать у учащихся правильное отношение к своему труду и отдыху.

Ход занятия:

I Сообщение учащегося

Ритм температуры.

Ритмичность – основное свойство живого организма, его неотъемлемое качество. Один из самых важных суточных ритмов – ритм температуры человеческого тела, ночью она самая низкая, в 18 часов вечера – самая высокая. Температура определяет скорость протекания биохимических реакций. Днем температура выше, поэтому более интенсивно проходит обмен веществ в организме. к вечеру температура снижается, человеку легче заснуть.

Наряду с суточными существуют месячные, сезонные и годовые ритмы.

Годовые ритмы человека во многом напоминают ритмы животных. Психическая и мышечная возбудимость у взрослых и детей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже.

Изменение работоспособности человека

Работоспособность человека во время бодрствования чаще всего изменяется волнообразно. Первый этап – врабатывание, организм приспосабливается к требованиям, предъявляемым трудом к  человеку. При тяжелой физической работе он занимает 20-25 минут, при умственной работе – 1,5-2 часа. Второй этап – устойчивая работоспособность – в среднем длится 2-3 часа. Работоспособность не падает даже к концу за счет волевых условий человека. Третий этап – снижение работоспособности, когда утомление не компенсируется волевым усилием. Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день между 10-12 и 16-18 часами. В течение недели отмечаются те же три этапа: понедельник – врабатывание, вторник, среда, четверг – устойчивая работоспособность, пятница и суббота – утомление.

Биоритмологические группы

После детального изучения динамики физиологических функций (частоты пульса, температуры тела, артериального давления, работоспособности, мышечной силы) люди были разделены на биоритмологические группы. «Жаворонки» – просыпаются рано, чувствуют  себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. «Совы» – засыпают за полночь, встают поздно и с трудом. «Голуби» – занимают промежуточное положение, но ближе к «жаворонкам». Разные группы по-разному относятся к одинаковым жизненным ситуациям. «Жаворонки» – более чувствительны к перегрузкам, стрессовым состояниям. Они реагируют более массированным возбуждением, что способствует возникновению у них преболезненных состояний и даже выраженных расстройств. «Совы» легче переносят различные перегрузки, быстрее  восстанавливают исходный функциональный уровень. Они отличаются большей устойчивостью к различным социальным и природным воздействиям.

Факторы, влияющие на работоспособность человека.

Значительное влияние на работоспособность оказывает микроклимат в помещении. В это понятие входят оптимальная температура и влажность воздуха, освещенность, звукоизоляция, окраска стен. Интерьер и цвет комнаты во многом влияют на характер и самочувствие. Краски делаются интенсивнее, когда  они хорошо освещены, лучший вид освещения – естественный рассеянный солнечный свет.

Умственное утомление вызывается нагрузкой на органы чувств, сильным напряжением внимания, сознанием ответственности. Умеренное утомление  быстро проходит при смене видов деятельности, переутомление проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, снижении памяти и внимания. Переутомление ослабляет сопротивляемость организма к заболеваниям. Выдающийся физиолог И. М. Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Смена рода деятельности приводит к возбуждению ранее бездействовавших и более глубокому торможению действовавших центров.

На этом первый этап занятия о гигиене отдыха и труда кружка заканчивается. По желанию учителя можно повторить на следующих занятиях частично тему «Гигиена…»

RSS 2.0 | Трекбек | Комментарий

Оставьте отзыв

*

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>